Из истории гаечного ключа. Ключевой момент.
Гаечный ключ, как и отвертка, давно превратился из просто инструмента в один из символов эпохи. В неофициальном, но всем понятном языке пиктограмм он обозначает «ремонт», «обслуживание» или «несложный инструмент». Его изображение можно встретить в инструкциях, на дорожных знаках, вывесках автомастерских. Даже на приборной панели нередко найдешь индикатор в виде контура рожкового ключа: загорелся – пора в сервис.
Комбинированный «подковный» ключ (Германия). Шипы на подковах и обуви на
Руси использовали еще в XIV веке (их остатки найдены в Новгородской области).
А в XVII веке подковы с тремя сменными шипами появились в российской кавалерии, что принесло немало выгод в сражениях (вспомним хотя бы войну со шведами накануне наполеоновского нашествия).
В XIX веке зимой в шипы переобували не только армию, но и конный транспорт, почту и т.п. Чтобы заменить изношенный или выпавший шип, острым концом ключа прочищали резьбовое отверстие в подкове, коротким метчиком обновляли резьбу, ключом «на 17» вворачивали шип, а саму подкову придерживали другим таким же ключом, но зевом «на 30», чтобы не повредить сустав.
Торцевые ключи, Россия:
1 – специализированный, 20–30-е годы;
2 – «10,11,12,13», серед. ХХ века;
3 – «12х16», нач. XX в.;
4 – трещотка 1/4 дюйма, XIX в.
В Европе первые упоминания о гаечном ключе относятся к концу XIV века. Но настоящий расцвет этого инструмента пришелся на XIX век, когда в арсенале слесарей (в том числе автомобильных механиков) появились разводные, трещоточные, трубные, самозажимные и прочие хитрые ключи. Многие фирмы – как, например, «Маузер» – сделали себе имя именно на таком инструменте, а знаменитый ныне пистолет появился несколькими десятилетиями позже. Изобретения следовали одно за другим, фирмы перекупали патенты друг у друга, поэтому, например, «шведский» ключ с изогнутой ручкой в начале ХХ века в России называли «французским», а позже – уже с прямой ручкой – вновь «шведским», в честь Йохана Петера Йоханссона, запатентовавшего конструкцию в 1892 году.
Раздвижной ключ Новосибирского завода 40-х годов (1) скопирован с более раннего SPERLING № 1 (2).
Универсальный (1) и «малый» (2) ключи, русская артель (без опознавательных знаков);
Универсальные G. Karger (3) и Messer (4), первая пол. ХХ века;
Рожковый «20х24», Акционерное производство Рязанского завода (5);
И. И. Генъ, Одесса, до 1917 года (6);
Metallists, Рига (7);
Универсальный трубный ключ «крокодил» (8), самоделка, 40–50-е годы XX века (угол зева на концах разный).
Российские заводы нередко копировали западный инструмент. Впрочем, почти в каждом крупном городе существовали и мелкие инструментальные артели, которые зачастую не клеймили свои изделия, хотя среди них было немало остроумных изобретений. В отличие от плашек и клуппов, ключи в начале прошлого века ценились сравнительно недорого: раздвижные – от рубля до четырех, а рожковые и вовсе шли за копейки. Так, по каталогу Растеряева, поставщика двора Его Императорского Величества, ключ 10х12 стоил 13 копеек, 28х32 – 55, а за увесистый 75х88 просили уже четыре двадцать – хороший металл всегда дорог!
Раздвижные ключи XIX века:
1 – переставной с храповым фиксатором MAUSER;
2 – без клейма, 40 мм;
3 – разновидность «французского велосипедного».
Ключи «английские» (с резьбой одного направления и одной неподвижной губкой) и «французские» (две губки двигаются по разнонаправленной резьбе) стоили от 1 до 6 рублей. Все образцы – XIX века.
Переставные ключи с гребенкой позволяли быстро и точно выбрать нужный размер.
1 – HENCKELS-SOLINGEN;
2 – польский переставной с отверткой (не самый удобный для перестановки);
3 – российский с гребенкой и отверстием – вобрал достоинства обоих.
Инструмент той эпохи дожил до наших дней, но теперь его чаще покупают коллекционеры. Впрочем, он еще готов послужить, ведь размеры гаек не изменились!
Американские раздвижные ключи с молоточком в качестве подспорья. Ручки зачастую были деревянные.
Оригинальный клинозажимной ключ, СССР, первая пол. XX в. обеспечивал исключительно быстрый подбор размера зева.
Французским именовали и «шведский» ключ (1).
Рядом – ленинградский, с качающейся головкой и шестигранником в ручке (2).
Анатолий Сухов