Гаечные ключи - какими удобнее работать?
Самое практичное и надежное решение - комплект торцевых головок под размеры крепежных элементов, с которыми вы предполагаете работать. Популярные в прошлом рожковые ключи постепенно теряют свое место в универсальных наборах инструментов по вполне очевидным причинам:
- современная техника становится все более и более компактной, а свободного места между ее элементами - все меньше и меньше. Поэтому рожковым ключом можно добраться далеко не до каждого узла;
- захват гайки производится за два небольших участка, близких к ее противоположным внешним углам. Слишком большие усилия или резкие рывки при попытках раскрутить заржавевшие или прикипевшие друг к другу крепежные элементы могут привести к их необратимой деформации или поломке инструмента;
- рожковый ключ обычно требуется заново устанавливать в рабочее положение после каждого совершенного оборота. Это может значительно усложнить и замедлить процесс сборки или разборки.
Конечно, бывают ситуации, когда без рожкового ключа не обойтись. Например, если доступ к шлицам гайки или болта есть только сбоку. Поэтому мы рекомендуем иметь и такие ключи, но покупать их отдельно.
Виды торцевых головок
В сложных технических устройствах используется множество разнообразных видов и способов крепежа. Некоторые производители специально устанавливают болты и гайки с редкой конфигурацией рабочей части, чтобы максимально затруднить доступ к внутренним деталям своей продукции. Поэтому если вы планируете самостоятельно ремонтировать свой автомобиль или дачную технику, обязательно изучите все применяемые в них типы крепежных изделий и выбирайте инструмент с полным комплектом необходимых головок.
Профиль
Рабочая часть торцевой головки может быть выполнена в виде:
- шестигранника. Это самый распространенный профиль, который подходит для работы с большинством стандартных болтов и гаек. Размерность головки - это расстояние между ее параллельными гранями, выраженное в миллиметрах;
- двенадцатигранника. На самом деле граней здесь двадцать четыре, а название пошло, скорее всего, от количества внешних углов. Такие головки позволяют работать и с шестигранным крепежом, причем особенно они удобны при сильно ограниченном пространстве. В обратную сторону это правило не применимо - 24-гранные гайки, встречающиеся в некоторых автомобилях, шестигранной головкой отвернуть нельзя;
- звездочки (тип TORX). Выпускаются головки под внутреннюю (T20-T70) или внешнюю (E10-E24) звездочку на крепежном изделии;
- внутреннего двенадцатигранника (SPLINE). Данный крепеж используется преимущественно в автомобилях немецкой сборки (Audi, Mercedes, Opel, VW). Обозначение головок - M4-M16;
- окружности с шестью лучами (RIBE-CV). Редкий профиль, встречается в иномарках FIAT и Alfa Romeo. Будьте внимательны - эти головки маркируются так же, как и в предыдущем случае. В наборах обычно присутствуют размеры M7 и выше (до M16).
Размер присоединительного квадрата
С противоположной от рабочей части стороны каждая головка имеет отверстие квадратного сечения, в которое вставляется используемый вороток. Длина стороны этого квадрата стандартизирована и может принимать следующие значения (в дюймах):
- 1/4". Под этот размер выпускаются головки 3.2-14 мм;
- 3/8". Диапазон шестигранников - от 6 до 22 мм;
- 1/2". Самый популярный тип головок для автомобилистов - 8-32 мм;
- 3/4". Такой инструмент предназначен прежде всего для ремонта крупной грузовой и сельскохозяйственной техники, где применяются резьбовые соединения на 19-60 мм;
- 1". Эти огромные головки (36-80 мм) требуются для обслуживания железнодорожного транспорта и некоторых видов строительного оборудования.
Хотя указанные серии головок в значительной степени перекрывают друг друга, между ними есть довольно существенные различия. Чем больше размер присоединительного квадрата, тем толще стенки головки и тем большую нагрузку она может выдержать. Например, торцевые головки на 13 мм с квадратом в 1/4", 3/8" и 1/2" - это совершенно разные приспособления, рассчитанные на применение в разных условиях.
Воротки и рукоятки
Чем больше размер присоединительного квадрата головок, которые находятся в наборе инструментов, тем длиннее воротки, которыми он комплектуется. Так, вороток на 3/8" почти в два раза длиннее, чем на 1/4". С небольшими гайками им работать не очень удобно, а болты на 17 мм и более он не потянет - тут лучше использовать полудюймовый инструмент. Так что присоединительный квадрат надо выбирать исходя из задачи: под мелкий крепеж лучше брать "четвертушку", а для ремонта автомобилей - 1/2".
Кроме воротков в комплекте хорошего набора инструментов обычно находятся удлинители, карданные шарниры, коловорот и трещотка.
Удлинители
Когда крепежный узел находится так глубоко, что головкой, насаженной на вороток или трещотку, достать его не удается, используют удлинитель нужного размера. Он вставляется в цепочку торцевых звеньев при помощи того же присоединительного квадрата. Обычно в наборе инструментов лежат два удлинителя.
Шарниры
Карданный шарнир служит для доступа к крепежу, находящемуся под углом к воротку. Простой шарнир годится для большинства случаев, но при больших углах раскрытия он может заклинить. Поэтому неплохо иметь дополнительный кардан от ударного инструмента с пружинным приводом.
Воротки
Это металлические рукоятки для работы с торцевой головкой. Воротки бывают Г-образными, Т-образными, шарнирными и коленчатыми. Длина воротка позволяет передать большое усилие на крепежный узел, поэтому данным приспособлением можно успешно срывать приржавевшие гайки.
Трещотка
Трещотка - это очень удобный инструмент для откручивания и закручивания гаек в условиях нехватки свободного места. Она позволяет произвести весь цикл работ, не перекидывая ключ после каждого поворота. Единственное ограничение - трещотку нельзя перегружать.
В заключение несколько слов о производителях и ценах. Стоимость среднего китайского набора около 3 000 руб., европейские изделия в несколько раз дороже. Гарантия на наборы инструментов обычно бессрочная при условии правильного использования всех комплектующих.