Сканер для диагностики автомобиля (OBDII).
Диагностика со сканером для непросвещённых (OBDII).
Весенний день, вы двигаетесь по залитому солнцем шоссе, автомобиль радует своей безупречной работой. Всё прекрасно за исключением того, что на приборной панели как клеймо горит значок CheckEngine.
Что произошло, спросите вы, ведь автомобиль отлично ведёт себя и стабильно удерживает обороты холостого хода. Может быть, это какой-то глюк? Возможно, скоро этот сигнал пропадёт?
И он пропадает. Однако, ненадолго. Вернувшись, он продолжает гореть до тех пор, пока вы не устраните причину сбоя в системе.
Возвращаясь к истокам
В 1996 году EPA (Environmental Protection Agency), агентство по защите окружающей среды, выпустило постановление о том, что все транспортные средства, проданные на территории США, должны соответствовать единым стандартам диагностирования. Это означало, что ремонтные мастерские теперь были не обязаны покупать полдюжины диагностических сканеров для каждого бренда, а могли работать на универсальном оборудовании.
Стандарт назвали OBD II (On-Board Diagnostics, version II). Системой зажигания, впрыскивания топлива и автоматической трансмиссией на большинстве современных автомобилях с впрыском топлива, управляет один или несколько компьютеров. Мониторящие состояние двигателя и других систем авто-датчики, «пронизывают» всю машину. Компьютеры отдают команды инжекторам и катушкам зажигания для воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя.
Они пользуются данными всех датчиков для того, чтобы правильно настроить процесс сгорания с точным количеством подаваемого топлива, оптимальным углом опережения зажигания и другого, для обеспечения эффективного сгорания топливно-воздушной смеси с необходимой мощностной «отдачей», экономичностью и экологичностью. Десятки датчиков, замеряющих уровень открытия дросселя, частоту вращения коленчатого вала, температуру воздуха и охлаждающей жидкости, положение коленчатого и распределительного валов, скорость движения и многое другое, отсылают свои данные компьютерам.
Это сложная, быстродействующая система с функцией самодиагностирования поддерживает работоспособность авто на протяжении долгого периода. Механически настройки работы двигателя отчасти устарели, так как за каждый оборот коленчатого вала компьютерная система корректирует количество и время впрыскивания топлива, а также параметры зажигания.
Всё это функционирует отлично до тех пор, пока на приборной панели не загорается индикатор CheckEngine. Стандарт OBDII подразумевает под ним MIL (malfunction indicator lamp – индикатор неисправности).
Когда сигнал горит, это значит, что PCM (силовой модуль управления) «видит» один из датчиков, который выдаёт параметры за пределами возможного, либо не выдаёт их вообще и не знает что с этим делать.
Его «озабоченность» выражается в индикаторе MIL, который информирует о необходимости замены датчика или диагностирования сбоя в системе. Несмотря на это, автомобиль будет по-прежнему хорошо двигаться, хотя можно будет заметить слегка увеличенный расход горючего и некоторую потерю в мощности.
Больше того, PCM сохранит «диагностический код неисправности» и у диагноста появится подсказка, где искать проблему. Сканеры, используемые для идентификации этих кодов, раньше были дорогостоящими и сосредоточенными на одном производителе, то есть сканер для автомобилей VW нельзя было использовать при диагностике, скажем, Chrysler. Теперь эти инструменты сравнительно недороги даже для владельцев автомобилей. Цены варьируются от $20 за простой считыватель кодов неисправности, до полнофункциональных машин, стоимостью $400, с обновляемым софтом и пакетом языков для пользователей по всему миру. Можно также позаимствовать диагностический сканер в автосервисе на час или два, правда, это маловероятно.
Проверка кодов
Чтобы начать диагностику, необходимо подключить сканер к разъёму OBDII на автомобиле (чаще всего под приборной панелью). Ключ зажигания необходимо повернуть в положение «ON», но двигатель запускать не надо.
Сканер запросит много информации, такой как номер VIN, марку и модель транспортного средства, а также тип двигателя. Надо сказать, что большинство сканеров создано на дружественном интерфейсе, понятном обычному пользователю электронных устройств, поэтому надо просто следовать инструкциям, появляющимся на экране.
В меню диагностики вы получите набор разнообразных функций, среди которых будет и проверка кодов неисправностей. Продвинутые версии сканеров могут дать даже расшифровку этих сканеров. Некоторые дают её в приложении, на CD или в печатном виде. Лучшим вариантом будет поиск этих кодов с расшифровкой конкретно для своего автомобиля в сети интернет. Прежде чем сбросить индикатор MIL, необходимо записать эти коды.
Осмотр и обслуживание (Inspectionandmaintenance - I/M) будут другой опцией в меню продвинутого сканера. Если «ошибки» были «сброшены», необходимо проехаться на автомобиле для того, чтобы PCM удостоверился в этом. Любой диагностический прибор стоимостью до $50 может стирать ошибки, убирать индикатор MIL и считывать коды неисправности.
Следующей опцией меню является просмотр параметров системы в режиме реального времени. Этот инструмент позволяет углубиться вглубь проблемы. Например, вам станет доступна информация о показателях, снимаемых вышеуказанными датчиками, работоспособность кислородных датчиков (лямбда-зонд) и множество других параметров системы. Есть даже функция своеобразного стоп кадра, которая позволяет зафиксировать параметры системы во время её сбоя на дороге. Эта функция очень важна, и именно она чаще всего помогает механику или владельцу авто выяснить причину неисправности.
Сканеры профессионального уровня имеют графические функции, позволяющие регистрировать в режиме «он-лайн» работу всех систем автомобиля, когда двигатель заведён.
Некоторые сканеры для предоставления таких функций и даже распечатки полученных результатов предлагают подключение к компьютеру. Подобные «инструменты» доступны в аппаратах стоимостью от $150 до $400.
Простой пример. Вы считали код неисправности P0131, главный код кислородного датчика. «Нет проблем,- думаете вы, - Я поменяю неисправный датчик и всё будет в порядке». Уходит $97 за датчик, а сигнал MIL продолжает гореть. Но дело может быть и в проводке.
Когда вы проезжаете по неровности на скорости, из-за плохого контакта в проводке или других невидимых проблемах система идентифицирует сбой, который будет заключаться лишь в плохом контакте, а не неисправности узла. Поэтому, диагностикой автомобиля должен, в конечном счёте, заниматься специалист, который знает, как увязаны и работают все системы в автомобиле.
Источник: http://dpgo.ru/
Перевод: Михаил Кофман